Чеченская Республика расположена на северных склонах Большого Кавказского хребта и прилегающих равнинах. На севере граничит со Ставропольским краем, на востоке с Дагестаном, на западе с Ингушетией и Северной Осетией-Аланией, а на юге с Грузией. Территория республики делится на горную, предгорную и равнинную части, с высочайшей точкой – горой Тебулос-Мта (4493 м). Климат континентальный, с жарким летом и холодной зимой, а главными реками являются Терек и Сунжа. Республика богата нефтью и природными строительными материалами.
Один из крупнейших некрополей на Северном Кавказе...
#Икал_чу #Зов_предков #XXI #ФПГ
Икал-чу
Икал-чу — небольшой поселок XIV-XVII вв. в западной части Малхистинского ущелья, на левом береге реки Меши-хи. Тут сохранилась красивая боевая башня и две жилые башни, посредством оборонительной стены соединяющиеся в единый неприступный башенный комплекс. Боевая башня имеет прямоугольное основание, высоту в пять этажей и пирамидальную крышу. Жилые башни трех и четырехэтажные, находятся в полуразрушенном виде. Вблизи расположен полуразрушенный некрополь, состоящий из трех наземных склепов, ранее имевших двухскатную сланцевую крышу.
Мешийский архитектурный комплекс расположен в селении Меши, в 45 км к юго-западу от районного центра Итум-Кали, на левом берегу реки Меши-хи. Комплекс состоит из боевой башни с пирамидально-ступенчатой кровлей, пристроенной к ней жилой башни № 1, двух наземных склепов и отдельно стоящей через речку Духдуьйлу-хи (левый приток Меши-хи) жилой башни № 2.
Боевая башня находится в удовлетворительном состоянии. Жилые башни полуразрушены. Склепы с пирамидально-ступенчатой кровлей имеют незначительные разрушения.
Состав комплекса: 1. Башня боевая, XIV-XVIII вв. 2. Башни жилые № 1-2, XIV-XVIII вв. 3. Склепы наземные № 1-2, XVI-XVII вв.
Историко-культурная и художественная значимость: В Мешийском архитектурном комплексе представлены типы чеченского средневекового фортификационного, погребального и жилого зодчества. Комплекс представляет большой интерес для исследователей истории архитектуры, средневековых языческих культов чеченцев.
Склепы относятся к наиболее характерным для Чечни и Ингушетии башнеобразным с пирамидально-ступенчатым покрытием сооружениям.
Их называют «солнечные могилы» (малх каш). Таким образом, великое светило – Солнце (малх) являлось своеобразным покровителем не только живых, но и мертвых.
Обряд погребения довольно единообразен, где покойников, умерших укладывали на специальные полки, и рядом клали различные бытовые предметы. На том свете люди должны были предстать в приличном виде – в хорошей одежде, обуви, женщины со своими украшениями, а мужчины вооруженными.
История происхождения склеповых построек неизвестна. Некоторые исследователи считают, что строительство надземных склепов возможно связано с представлением о загробной жизни покойников и верованием, не допускавшим погребение трупов в земле. В склепах хоронили даже в те периоды, когда среди горцев распространялись христианство, а местами и ислам.
Археологи В. И. Марковин, С. Ц. Умаров отмечают, что башнеобразные склепы являются самыми поздними склеповыми постройками из погребальных сооружений. Мешийские склепы с пирамидально – ступенчатым покрытием напоминает срезанную верхнюю часть боевой башни.
Склепы одноярусный и двухъярусный с пирамидально – ступенчатой кровлей. Стены сложены из каменных блоков и плит, хорошо растесанных с лицевой стороны и плотно пригнанных к друг другу. Для кладки применялся известковый раствор.
На государственную охрану памятники приняты, согласно постановлению Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года за № 231. По настоящее время, границы охранной зоны и зоны регулирования застройки не устанавливались.
Надземный склеп №1 башенного типа построен вблизи жилого комплекса. Склеп 2-х ярусный с пирамидально-ступенчатой кровлей (9-ти ступенчатая кровля с завершающим камнем), высотой стен 4,45м. Лаз на нижний ярус организован с восточной стороны, а на верхний ярус с западной стороны. Сложен склеп из хорошо обработанных камней, стены белые т.к. обильно применялся известковый раствор: Размеры склепа в плане 3,5 х 3,5м. Толщина кладки - 55 см. Техническое состояние: хорошее.
Такие памятники вайнахского зодчества интересны, как исторический материал, который позволит узнать быт и культуру народа.
Надземный склеп №2, один из двух расположенных рядом с жилым комплексом. Склеп одноярусный с пирамидально-ступенчатой кровлей (кровля была 9-ти ступенчатой, сохранились 6 ступенек, расстояние между ступенями по 35 см).
Стены сложены из камня известняка на известковом растворе. Кладка произведена тщательно с порядовками. Фасадом является восточная стена, где устроен лаз (47х52 см) на высоте 55 см от уровня земли. Склеп стоит на склоне, поэтому стены имеют разную высоту. Высота фасадной стены склепа составляет 3,60 м., а задняя западная стена, склепа врубленная в склон, имеет высоту - 1,0 м. Размеры склепа в плане 3,0 х 3,0 м. Толщина кладки - 55 см. Техническое состояние: хорошее.
Памятник интересен, как пример надземных погребальных построек эпохи позднего средневековья, демонстрирующей некоторые региональные особенности строительных приемов.
Моцаройский историко-архитектурный комплекс построен на мысе, образованном слиянием рек Терлой-ахк и Никарой-ахк в 30 км к северо-западу от районного центра Итум-Кали.
Дата начала строительства: XII век Сложности с посещением: умеренные, комплекс у автодороги, нужен внедорожник Лучшее время посещения: весна-осень
Состав комплекса: 1. Башня боевая, XIV - XVI вв. 2. Башни жилые № 1-3, XIV - XVI вв. 3. Склеповое сооружение, XII - XIV вв. Замок состоит из примыкающих друг к другу трех жилых и одной боевой башни и защищен высокой каменной стеной.
Подобный замок с оборонительной стеной назывался на чеченском «гIал» или «галан», цитадель же обозначалась термином «гIала». Такие сооружения были практически во всех селениях горной Чечни.
Комплекс представляет собой фортификационное сооружение, которое, как показано в работах историков, было порождением родового строя в горной Чечне, являясь собственностью рода или тейпа. Народные предания и исторические источники связывают строительство замков и крепостей с именами местных феодалов.
Владельцу, а не тейпу принадлежал и замок в селении Моцарой. Моцаройский историко-архитектурный комплекс, расположенный в Терлойском ущелье, сохранил имя своего последнего владельца. По этому имени местные жители и называют замок селения: Боки-Бов.
Согласно показаниям старожилов Терлоя, в замке сменился целый ряд поколений. Так, одним из ранних владельцев замка Боки-Бов был Терама Парханов.
В целом, комплекс находится в аварийном состоянии. К востоку от комплекса расположено склеповое сооружение. Жилые башни полуразрушены, у них обрушились кровли и перекрытия. Каменная стена частично обрушилась. Боевая башня была обстреляна во время военной кампании 1999 года с вертолета и имеет повреждения. Склеповое сооружение находится в полуразрушенном состоянии. У него обвалилась верхняя часть, а также часть фасада.
Однако, боевая башня в составе комплекса находится в удовлетворительном состоянии. Башня пятиэтажная, высотой 23 м. Со всех четырех сторон снабжена боевыми балкончиками-машикулями. Перекрытие второго этажа выполнено т.н. «ложным» сводом с гуртами ипредставляет собой ложнокупольную конструкцию, кладка которой выполнена концентрическими кругами. Через центр ее к стенам идут два перекрещивающихся гурта (кхозар) – ребра прямоугольного сечения.Стены башни скреплены между собой угловыми камнями.
Вход со второго этажа жилой башни, примыкающей к боевой, с юго-восточной стороны. Проёмы выполнены с арочным завершением. Покрытие пирамидально-ступенчатое.
Историко-культурная и художественная значимость: Моцаройский архитектурный комплекс представляет собой образцы чеченской средневековой фортификационной (замковой) и культовой архитектуры. На стенах башен имеются петроглифы различного вида: кресты, солярные знаки, спирали, что представляет большой интерес для исследователей средневековых языческих культов. Замок также является материальным источником для изучения социальных отношений у чеченцев в указанную эпоху.
Никарой — жемчужина Терлойского ущелья. Архитектурный комплекс расположен в селении Никарой Итум-Калинского района, в 40 км к северо-западу от районного центра Итум-Кали, на каменном мысе, образованном слиянием двух небольших речек Никарой-ахк. Архитектурный комплекс представляет собой мощное средневековое укрепление. Боевая башня находится в хорошем состоянии, у остальных построек обрушились кровли и перекрытия. Жилые башни находятся в аварийном состоянии. Состояние мечети и языческого святилища удовлетворительное.
Состав комплекса: 1. Башня боевая 2. Башня полубоевая 3. Башни жилые № 1-10 4. Языческое святилище 5. Мечеть
Историко-культурная и художественная значимость: Никаройский комплекс является одним из крупных башенных селений Чечни, в котором сохранились все виды башенного зодчества. Его сооружения отличаются высоким уровнем техники строительства, тщательностью обработки камня, пропорциональностью и изяществом.
Ошнийский архитектурный комплекс расположен в селении Ошни Итум-Калинского района Чеченской Республики, в 30 км к северо-западу от районного центра Итум-Кали, на правом берегу реки Бара-ахк.
Ошнийские башни были построены зодчим Гонатом, который пришёл в Ошни с равнины. Жители селения в качестве платы выделили ему участок земли на склоне, где Гонат построил жилую башню для себя. Потомки Гоната позже расселились и в других частях селения.
Комплекс представляет собой руины средневековых построек. Среди них, относительной сохранности три жилых башни, две полубоевых башни и мечеть. Кровли и перекрытия у них обрушились. У полубоевой башни № 1, которая стоит отдельно на северо-западной окраине селения, почти полностью разрушена юго-западная стена. У полубоевой башни № 2 северно-восточная стена разрушена до середины третьего этажа. Жилая башня № 1 и № 2 в полуразрушенном состоянии. Жилая башня № 3 была перестроена позднейшее время.
Состав комплекса: 1. Башни жилые № 1-3, XII - XVI вв. 2. Башни полубоевые № 1-2, XII - XVI вв. 3. Мечеть, XIX в.
Историко-культурная и художественная значимость: Ошнийский архитектурный комплекс представляет собой образцы чеченского средневековой жилой и культовой архитектуры. На стенах башен множество петроглифов различного вида: кресты, солярный знаки, спирали, которые представляют большой интерес для исследователей средневековых языческих культов.
Саханы — небольшой башенный поселок XIV-XVII вв. в центральной части Малхистинского ущелья, на крутом склоне левого берега реки Меши-хи.
Саханойский архитектурный комплекс весьма эффектно расположен на скалистом гребне левого берега реки Меши-хи поблизости от высохшего русла, впадающего в реку ручья.
На самой верхушке гребня водружена монументальная четырёхэтажная жилая башня, очевидно давшая начало всему комплексу селения. Основные постройки спускаются от неё по склону в южном направлении. Все они в настоящее время сильно руинированы. Вся территория ансамбля с южной стороны ограничена расположением на пологой треугольной площадке обширного мусульманского некрополя с вертикально в рытыми в землю стелами погребений. Здесь же расположен полуразрушенный прямоугольный наземный склеп с двусторонней ступенчатой (пирамидальной) крышей.
Также часть комплекса расположена за гребнем утёса, на склоне позади монументальной жилой башни. По развалинам камней здесь можно определить расположение прежних жилых и хозяйственных строений. Лучше других построек, сохранился также руинированный склеп-мавзолей (чеч. «Кашков») с двускатно-ступенчатой кровлей. К северо-востоку от жилой башни № 1, на расстоянии 20 метров, расположено святилище – Селинг, который находится в руинированном состоянии. На правом берегу реки Меши-хи построена боевая башня. Башня возведена на скале с крутыми отвесными обрывами со всех сторон, что затрудняет доступ к ней.
Состав комплекса: 1. Башня боевая 2. Башни жилые 3. Святилище-мавзолей (Кашков) 4. Святилище (Селинг)
Историко-культурная и художественная значимость: В Саханойском архитектурном комплексе представлены образцы чеченского средневекового фортификационного, погребального и жилого зодчества.
Тертийский архитектурный комплекс расположен в селении Терти Итум-Калинского района, в 42 км к западу от районного центра Итум Кале, на левом берегу реки Меши хи. Селение Терти по рассказам представителей общества Мялхи (в переводе с чеч. «дети солнца»), является самым старым населенным пунктом ущелья реки Меши-хи и всего общества в целом. По преданию все ущелье реки Меши-хи изначально принадлежало Тертинцам. Основателем села Терти считается легендарный Терет, сын Дзурдзука, который в свою очередь является сыном Кавкасоса, предка вайнахов по «Картлис Цховреба» Леонтия Мровели. Потомки Терета в последствии расселились по ущельям рек Меши-хи, Бясти-хи и составили основную часть общества Мялхи.
Терти после разрушения в XVII в. Цой-Педе, стало культовым и политическим центром Малхисты. Это было большое по средневековым меркам селение, состоящее из одной боевой и десятка жилых башен. Боевая башня была общесельской, но она стояла на земельном участке фамилии Амриевых. Святилище (Кашков) было местом где собирались старейшины и жрецы селения. Средневековые сооружения Терти были построены местными мастерами. I После двух военных кампаний в селении осталось всего лишь семь жилых башен в различном состоянии. Святилище (Кашков) было подвергнуто обстрелу, у него разрушена верхняя часть кровли. Склеп находится в удовлетворительном состоянии. Боевая башня, как и другие жилые башни разрушена во время военной кампании 1999-2004 гr.
Боевая башня имела визуальную связь с башнями Меши и Икольчи.
Состав комплекса: 1. Башни жилые 2. Склеп наземный 3. Святилище-мавзолей (Кашков)
Историко-культурная и художественная значимость: В Тертийском архитектурном комплексе представлены образцы чеченского средневекового погребального и жилого зодчества.
Ушкалойские башни — это две средневековые сторожевые башни, расположенные в Аргунском ущелье, в Итум-Калинском районе Чеченской Республики. Они уникальны тем, что являются наскальными сооружениями, построенными в скальной нише, где одна из стен башен – это сама скала. Башни служили для контроля над дорогой, проходящей через ущелье. Башни, встроенные в выемку скалы, находятся в местности Пхоччу (в поселении), между селениями Гучум-Кале и Ушкалой на правом берегу реки Чанты-Аргун, под огромным козырьком горы Селин-Лам. Башни четырёхэтажные, слегка суживаются кверху. Они водружены так рискованно, что совершенно труднодоступны для детального обследования.
Башни своеобразной архитектуры, имеют три стены, четвёртой стеной является скала. Сложены из хорошо обработанных камней, на известковом растворе. Кровлей башен служит каменный козырёк скалы.
Северная и южная стены башни выложены по рельефу скалы, к которой они примыкают, поэтому они имеют различную ширину.
Толщина стен на уровне входного проёма составляет 0,6 м.
Сторожева башня-убежище №1
Входной проём организован на высоте 2,5 м. от основания с северной стороны и выполнен в виде округлой арки, выложенной из камней. Чуть выше – его бойница. В самой верхней части стены – небольшой оконный проём. Западная стена имеет один оконный проём на 3-ем этаже и шесть бойниц: по одной на 1-ом и 4-ом этажах, по две бойницы на 2-ом и 3-ем этажах. Южная стена имеет пять бойниц на разных уровнях. В верхней части сохранились остатки машикулей (навесные бойницы) в виде каменных кронштейнов (два кронштейна (опорная деталь конструкции) с одной амбразурой), у самого верха стены – оконный проём.
Размеры башни у основания: северная стена - 3,40 м., западная стена - 6,05 м., южная - 4,0 м.
Сторожевая башня-убежище №2
Башня четырёхэтажная, примерно 12,0 м. в высоту, слегка суживается кверху. Она стоит рядом с башней № 1, в 5-ти метрах к северу. Их еще называют башнями-близнецами, т.к. они идентичны.
Входной проём организован с южной стороны и также выполнен в виде округлой арки, выложенной из камней.
Размеры башни у основания: 5,46 х 4,47 м.
От дороги башни отделяет мощный поток Чанты-Аргуна. Это самое узкое место ущелья (37,0 м.). В тридцати метрах от них проходит дорога Грозный – Итум-Кале.
«Хо» означает – «стража», «дозор» − «поселение стражников». Село расположено недалеко от озера Кезеной-Ам, над глубоким каньоном по которому протекает небольшая речка Ахка-те, притока реки Ансалта.
Аул Хой располагается в зоне лугов, где около 5 тыс. лет назад было озеро ледникового происхождения. Люди пришли сюда гораздо позже: на месте нынешнего аула археологи обнаружили стоянки первобытных охотников, существовавшие там 2,5 тыс. лет назад. Историки полагают, что аул Хой появился в средневековье, после вторжения на Кавказ Тамерлана. Однако некоторые жители Чечни верят в легенду, согласно которой аул основали переселенцы из соседнего села, погибшего в результате землетрясения.
Хойский историко-архитектурный комплекс (XII - XIX вв.) представляет собой уникальное явление мировой культуры, большего нигде на Кавказе нет такого разнообразия каменного зодчества: ни по временному охвату, ни по форме.Сторожевой поселок состоял из нескольких жилых башен, в центре которых возвышалась боевая стрельница. Вероятно, это связано с тем, что селение было пограничным, и его жители несли сторожевую службу. Об этом, кстати, напоминает и «Хойн-гIала- башня стражников».
В 2017 году благодаря проекту Юрия Берестова, приуроченному к парусной регате «Кезеной-Ам - 2017», поселение фактически стало музеем под открытым небом.
Ремонтно-реставрационные (восстановительные) работы на объектах культурного наследия в составе Хойского историко-архитектурного комплекса были начаты в 2018 году. Тогда за счет средств РОФ им. Героя России А.А. Кадырова были отреставрированы 3 - объекта культурного наследия в составе комплекса: боевая башня, мечеть и жилая башня.
В 2019-2020 годах по поручению Главы Чеченской Республики Р. А. Кадырова были начаты широкомасштабные работы, направленные на сохранение всех объектов с. Хой, обладающих признаками объектов культурного наследия.
В ходе проведенных за счет средств РОФ им. Героя России А. А. Кадырова ремонтно-реставрационных работ восстановлены объекты, имеющие разной степени разрушения: - 136 каменных построек, различного типа и назначения, в том числе 17 жилых башен, находящихся на гос. охране, -мечеть №2, - 64 полуподземных каменных сооружений, в том числе 37 с арочными сводами (чеч.Жела), - 24 загона с каменными стенами (для скота).
Отдельно в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России» проведены ремонтно-реставрационные работы на второй боевой башне (Эми-бIов) в составе комплекса.
Центральная мечеть селения расположена на склоне, с падением рельефа к югу и представляет собой комплекс построек, встроенный в рельеф, образующий террасы. Молельный зал мечети представляет собой прямоугольный в плане объём, ориентированный по оси запад-восток, с северо-восточного угла к которому примыкает квадратный в плане объём. Площадь молельного зала мечети: 12,30 x7,60 м. Толщина стен - 0,78 м. Перед южным фасадом расположен небольшой двор, огороженный от дороги каменной кладкой, сложенной хаотично, без раствора. С юго-западной стороны, молельного зала, под михрабом расположено два помещения ниже отметки двора. Со слов старейшин села, данные помещения использовались для содержания провинившихся, ожидающих Шариатского суда. Южнее помещений, в границах двора расположена 2-х этажная жилая башня, с западной стороны к которой примыкает угол стен прямоугольного объёма, ориентированного по оси север-юг и объединяющий молельный зал, помещения под михрабом и 2-х этажную жилую башню. Южная стена молельного зала является главным фасадом. В левом крыле южного фасада расположен полуконической формы михраб (ниша мечети, указывающая направление на Мекку). Справа от михраба на расстоянии 1,20 м. прямоугольный оконный проем, на этой же стене в центре организован входной проем. Восточный фасад выходит на улицу.
В северно-восточном углу северной стены молельного зала вход в пристройку, лаз в подвальное помещение пристройки, перекрытое каменными сводами с двумя каменными арками, которые опираются на сложенные из камня квадратные пристенные колонны. В восточной стене пристройки расположен оконный проём, выходящий на сельскую дорогу. Мечеть ориентирована стенами по сторонам света. Сложена из обработанных камней на глиняном растворе.
Находящаяся рядом с мечетью боевая башня (XII - XVI вв.), вероятнее всего, была сторожевой — там всегда находилась вооруженная охрана, приходившая на помощь всей округе в случае нападения врагов. Позже здесь была выстроена целая система укреплений и башенных комплексов, откуда контролировались дороги в области Шарой, Нохч-мокх и в Дагестан. Боевая башня возведена на скальном основании из хорошо обработанного камня. Хотя и по архитектурным приемам и технике кладки видно, что башню строил чеченский мастер, она отличается от классических вайнахских башен. Она ниже и приземистее, к тому же имеет не совсем обычные для вайнахских боевых башен машикули, опоясывающие ее сплошным квадратом.
Боевая башня украшена множеством петроглифов: это и перекрестия с кругами, и круги с елочным и волнистым узорами, и Т-образный знак. Стены боевой башни украшены углубленными крестами, ромбами. Оборонительные балкончики-машикули опоясывают ее сплошным карнизом.
Основная же часть комплекса, это жилые башни. По мнению ученых специалистов, жилые башни появились в поздне-аланскую эпоху т.е. в X-XIII вв.
Жилые башни этого периода отличаются вертикальной планировкой в основе которого лежит квадрат большим количеством этажей, дверных и оконных проемов, более тщательной обработкой и укладкой камня, с плоской земляной кровлей. В 1867 году, согласно переписи Ичкерийского округа, в Хое было 195 домов и проживало около 2000 человек. Кроме башен и жилых домов тут располагался некрополь и одна из самых ранних чеченских мечетей. По архивным данным в 1925 здесь проживало чуть более 600 чел. в 153 домовладениях.
Все многообразие древних архитектурных сооружений Чеченской Республики, в том числе и с. Хой (боевые и жилые башни, культовые сооружения и т.д.) представляет собой уникальное явление в мировой культуре, и мы должны приложить все усилия для того, чтобы башенная архитектура в том виде, в каком она сохранилась до наших времен была сохранена для будущих поколений.
После депортации 1944 года Хой полностью опустел. Сегодня каждый турист может посетить древнее село стражников, проехав всего два километра от озера Кезеной-Ам, ставшего популярным курортом республики. Каменные стены старого села в окружении великолепных гор никого не оставят равнодушным.
В верховьях реки Чанты-Аргун, в местечке Малхиста, на мысе у слияния рек Меши-хи и Чанты-Аргун расположен уникальный историко-архитектурный комплекс, являющийся объектом культурного наследия федерального значения,-Комплекс сооружений города мертвых «Цой-Педе», находящийся на учете и государственной охране (постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 4.12.1974г.) и включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (код памятника - 201510336110006).
Комплекс состоит из 42 наземных и полуподземных склепов,2 боевых башен и двух столпообразных святилищ. С 2016-18гг 4- ОКН из ИАК Цой-Педе отреставрированы. К югу от «города мертвых» прежде находилось большое по масштабам горной Чечни и хорошо укрепленное селение Цой-Педе, отделенное от некрополя каменной стеной, В научной литературе комплекс «Цой-Педе» датируется XIII – XVII вв. н.э.
Некрополь «Цой-Педе» – архитектурный и археологический памятник эпохи средневековья (XIII–XVII вв.). Памятник в начале 60-х годов XX века обследовался В. И. Марковиным.
Малхастинский город мертвых Цой-Педе. Малхиста – селение и целый район с массой селений в верховьях реки Чанты-Аргуна. Цой-Педе (Цай-Пхеда, Цай-Петти, Цай-Петри), в чеченской транскрипции Цайн-Пхьеда, означает «город божества». Расположен в Малхисте на мысе у слияния рек Меши-хи и Чанты-Аргуна (склон горы Кори-Лам у границы Чечни с Хевсуретией). На мысе возвышаются две сигнально-сторожевые башни и 42 подземных и полуподземных склепа. Между ними встречаются подземные склепы. Некоторые из склепов украшены петроглифами. У входа в город возвышаются два столпообразных святилища. Содержимое склепов требует тщательного изучения.
Среди мрачных сланцеватых гор и скудной растительности расположен и «город мертвых» - Цой-Педе – святыня бывшего Малхистинского общества и интереснейший комплекс наземных склеповых построек.
Склепы занимают скалистый мыс – утес, образованный реками Чанты-Аргуном и Меши-хи. Ущелье носит название Меши-хи. В северной части утеса расположено более 40 хорошо сохранившихся склепов. Общая площадь, занятая ими: 10500 м² (210 х 50 м.)
Склепы – прямоугольные постройки в виде домиков с двускатной крышей. Некоторые крыши с каменным коньком. В одной из узких стен склепов устроен лаз – четырехугольное отверстие, напоминающее оконный раму. У некоторых склепов перед лазом сделана глубокая ниша со стрельчатой аркой. По сторонам ниши иногда устроены углубления. Это, по Е. М. Шилингу, «пристанище от ветра и дождя» для душ умерших. Внутри склепов вдоль стен устроены каменные полки в один – три яруса. Потолок продольно-сводчатый, иногда укрепленный балками-распорами. Задней стеной у некоторых склепов служит скала. Склепы сложены из сланцевых плит на мергелисто-глинистом растворе. Среди склепов встречаются и двухкамерные. В таких случаях одна из камер служила для поминальных обрядов.
Каждый склеп носит чеченское название «малх-каш» - «солнечная могила», а общее название некрополя Цой-Педе (Цiай-Пхьеда) звучит как «Поселение божества».
Вся южная часть мыса, вытянутая языком к востоку (эту часть огибает р. Чанты-Аргун), занята массой разрушенных построек, в том числе и жилых. Среди руин обнаружены два сохранившихся склепа.
Сразу за святилищами располагаются склепы, которые разбросаны небольшими группами по северному склону горы. В фасадных стенах склепов устроены лазы - четырехугольное отверстие, обрамленное каменной рамкой. Старики утверждают, что в старые времена эти отверстия закрывались специальными каменными плитами. Очень часто камни с лицевой стороны склепов украшены петроглифами, они охраняли склеп от темных сил. Чаще всего это свастики, кресты, спирали. Кроме того, на некоторых склепах сохранились знаки, которые, вероятнее всего, были своеобразными фамильными гербами. Над лазом одного из склепов на северо-восточной стороне некрополя в стену встроен, хорошо обработанный камень округлой формы, напоминающий человеческий череп. Он почти зеркально гладкий, по всей видимости, от постоянного прикосновения человеческих рук. В склепах рядом с покойниками оставляли оружие, предметы домашнего обихода, которые, по представлению их родственников, могли им понадобиться в ином мире. Хотя большинство склепов было разграблено после выселения местных жителей в 1944 году, но до сих пор в некоторых из них чудом сохранились изделия из керамики и дерева, стрелы, женские украшения.
Возникновение и существование коллективных склеповых захоронений датируется предположительно XV-XVIII веками. Народные предания по-разному говорят об их происхождении. Согласно одной из легенд, склепы начали строить во время эпидемий, когда люди оставляли свои селения, спасаясь от мора, и некому было хоронить умерших. Больные сами приходили в склепы и умирали на каменных полках.
Сведения о страшной эпидемии в Мелхисте сохранились в легенде об Ун-нане и мелхинцах. Ун-нана, богиня болезней, посетила празднество, посвященное богине плодородия Тушоли. Но во время ритуального шествия она посчитала, что молящиеся оскорбили ее своим невниманием, и наслала на них заразные болезни.
В научной литературе некрополь датируется XV-XVIII вв. на основе возраста находок, обнаруженных в склепах. Однако архитектурные формы и техника строительства, наиболее древних склеповых построек аналогичны архитектуре языческих святилищ, сохранившихся в западных районах Чечни и Ингушетии (типа святилища Маго-Ерды), которые датируются предположительно XIII-XIV вв. н.э. Различное состояние костяков указывает на многократное использование склепов в течение нескольких столетий. Истлевшие кости сбрасывали с полок на пол, освобождая место для новых покойников. Во многих склепах для этой цели устраивали в склепах подпол, закрывая его огромными каменными плитами.
Таким образом, датировка комплекса нуждается в уточнении не на основе позднего погребального инвентаря, а на основе архитектурных приемов и в сравнении с аналогичными постройками у разных народов мира.
Ган К. Ф. Путешествие в страну пшавов, хевсур, кистин и ингушей (1897) «Кавказский вестник», №6 за 1900 г.
Кокиев Г. А. Склеповые сооружения горной Осетии. Владикавказ, 1928, с. 35-36.
Лунин Б. В. Мумии на Северном Кавказе.// Советский Северный Кавказ, 1930, №5, с. 39.
Марковин В. И. В стране вайнахов. М., 1969, с. 43.
Миллер В. Ф. Терская область: Археологические экскурсии //МАК, Т. 1. М., 1888, с. 26.
Исследовательская группа
Чомаева Малика Срапильевна — бакалавр по направлению подготовки 46.03.01 «История»; профессиональная переподготовка по программе профессиональной переподготовки специалистов «Преподавание истории и обществознания в общеобразовательных организациях»; магистрант по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование: «Литературное образование». Руководитель исследования.
Баканаев Рамзан Садулаевич — профессиональная переподготовка по программе «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры»; старший научный сотрудник ГБУ «Аргунский государственный музей-заповедник»; официальный лектор Российского общества «Знание».
Чомаева Малúка Срапильевна
Руководитель исследовательской группы По вопросам материала.